Сайт воспитателя МКДОУ Аннинский д/с №7 ОРВ

ООД "Дыхательная система человека. Всемирный день борьбы с туберкулезом"

21 марта 2019

Конспект организованной образовательной деятельности

с детьми подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)

в рамках образовательной области « Познавательное развитие»

 на тему «Дыхательная система человека»

           Цель: знакомство с основными особенностями работы дыхательной системы, формирование элементарных представлений о некоторых заболеваниях легких.

Задачи.

  • Знакомить детей со строением и особенностями работы органов дыхания, с заболеванием легких – туберкулезом.
  • Расширять словарный запас детей (трахея, бронхи, диафрагма).
  • Закреплять умение работать с бумагой и ножницами.
  • Развивать способность детей приобретать знания путём экспериментирования.
  • Развивать лёгкие с помощью дыхательной гимнастики.
  • Воспитывать желание бережно относиться к жизненно важным органам дыхательной системы.

 

Ход занятия.

"Игра шарики"

Воспитатель раздает шарики, дети надувают их.

Ребята, а что находится внутри шариков? (Воздух).

- Шарики легкие или тяжелые? Почему? (Легкие. Воздух легкий).

- А как воздух попал в шарики? (Мы надули их).

- А разве у вас внутри есть запасы воздуха? Откуда вы его взяли? (Вдохнули его, мы дышим).

- Куда попадает воздух, когда вы его вдыхаете? У воздуха есть «свое» место внутри вашего тела?

Эксперимент «Сколько времени человек может не дышать».

 Ребята, а может ли человек долго находиться без воздуха? (Нет).

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы

Дышим я, и он, и ты.

- Давайте проверим, так ли это.

Попробуйте глубоко вдохнуть, закройте ладошкой рот и нос.

- Что вы чувствуете?

- Почему не смогли долго быть без воздуха? (Опрос детей).

- Так может ли человек долго находиться без воздуха?

 

- Давайте проследим, куда движется воздух при дыхании. Сделайте глубокий-глубокий вдох через нос и почувствуйте, куда движется воздух? Выдох. Ещё вдох.

- Куда сначала попадает воздух?

- Скажите, а может ли воздух попасть в рот? Для этого сделайте вдох через нос, а выдохнете через рот.

- Может? (Ответы детей).

- И зачем только они нам нужны, эти носы? Одни страдания с ними. То с горки упадешь, да нос расшибешь. То он чихает. Даже платок для него специальный придумали - носовой. Дышать мы и ртом можем. Так? Так, да не так. Оказывается, нос нужен не только для красоты. Нос наш не менее важен, чем другие органы. И дышать желательно именно носом, а не ртом. Почему?

  (Проходя через нос, воздух согревается. Волоски задерживают пыль и другие мелкие частицы. В слизи есть вещества, которые убивают микробы. Поэтому воздух, который попадает в лёгкие, уже не содержит микробов. Туда идёт только чистый и теплый воздух).

- Воздух попал в рот и нос, а дальше идёт в дыхательную трубку. Пощупайте на себе, погладьте её. Какая она? На что она похожа? Ответы детей.

- Как вы думаете, что было бы, если бы дыхательная трубка была мягкой. (Педагог дует в полиэтиленовый мешочек без дна. Его стенки слипаются.) Могли бы мы дышать? Ответы детей.

- По дыхательной трубке воздух бежит в лёгкие, которые защищены грудной клеткой. Пощупайте пальчиками, как устроена грудная клетка.

 

Практическое упражнение «Вдох – выдох»

- Положите руки на рёбра и сделайте глубокий вдох. Что вы почувствовали? Теперь выдохните. Что вы почувствовали? Ответы детей.

- Вдохните и лёгким нажатием на рёбра попробуйте «выгнать» воздух

из лёгких. Получилось? А теперь начните медленно выдыхать. Что происходит? Ответы детей.

А расширяется грудная клетка благодаря сокращению особой мышцы – диафрагмы. Диафрагма – это мышца, расположенная под лёгкими (показываю на плакате).  При сокращении она опускается. И наши лёгкие в это время раздуваются: мы делаем вдох (набираем воздух). Когда диафрагма расслабляется, она поднимается куполом. Лёгкие сжимаются: мы выдыхаем (выпускаем воздух).

 

Мы познакомились с дыхательной системой. Давайте повторим какие органы в неё входят и соберем пазл.

Пазл «Дыхательная система» (работа в парах)

 

- Ребята, а для чего человеку необходимо дышать?

На этот вопрос нам помогут ответить герои мультфильма.

Просмотр мультфильма «Путешествие Адибу. Почему мне необходимо дышать.

Вы поняли, для чего человеку нужен воздух?

 

- Давайте поиграем и выполним дыхательное упражнение «Шарик».

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал:

Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – хлоп!

Ш-ш-ш…

 

- Ребята, а вы знаете какие-нибудь заболевания дыхательной системы?

24 марта будет всемирный день борьбы с туберкулёзом?

         Туберкулез– это инфекционное заболевание легких, вызываемое микобактериями.

- Как можно заразиться туберкулезом?

Основным источником заражения туберкулезом является человек, который болеет туберкулезом легких. Из дыхательных путей, особенно во время кашля, отделяется мокрота, содержащая микобактерии туберкулеза. Мелкие капли мокроты могут попадать в дыхательные пути здорового человека, находящегося рядом. Мокрота может оседать на поверхности пола или земли, на предметах и вещах. Инфекция может попасть в организм человека вследствие нарушения правил гигиены – например, если не вымыть руки после контакта с поручнями в общественном транспорте или употреблять в пищу немытые овощи и фрукты, плохо обработанное мясо и некипяченое молоко.

      -  Как уберечься от заболевания?

(Гулять на свежем воздухе, заниматься физкультурой, закаляться, есть полезную еду, мыть руки, овощи и фрукты перед едой, соблюдать правила гигиены)

      - Если вы будите соблюдать эти правила, то болезнь вам не страшна.

 

- Символом борьбы с туберкулезом, является белая ромашка. Давайте сделаем с вами ромашки и подарим их своим близким.

Продуктивная деятельность - объемная аппликация «Ромашка».

Оставить комментарий: